Наш логопед - Кудряшова Мария Игоревна
Многие считают, что помощь логопеда необходима только детям, но это заблуждение, ведь нарушение речи – достаточно распространенное явление не только среди детей дошкольного возраста, но и среди подростков и взрослых. Причины возникновения этих нарушений и их виды весьма разнообразны. У некоторых детей наблюдаются нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов, у других – интонационные расстройства. Взрослым же иногда не нравится «картавость» своей речи, её темп (быстрый или слишком медленный), ошибки на письме.
Все эти проблемы, если их вовремя не исправить с помощью логопедических занятий, могут остаться на всю жизнь и способствовать появлению трудностей в общении с окружающими людьми, в устройстве на работу, во время публичных выступлений, а в дальнейшем влекут изменения личности, приводят к закомплексованности.
В нашем центре квалифицированный учитель – логопед работает со многими видами речевых патологий. Он поможет оценить общее и речевое развитие ребенка, исправить звукопроизношение, улучшить дикцию, голос, сформировать правильное речевое дыхание, даст рекомендации и подберет индивидуальную коррекционную программу.
В каких случаях следует обратиться к логопеду?
Дислалия - у ребенка нормальный слух, достаточный словарный запас, он правильно строит предложения, не допуская грамматических ошибок, но при этом произносит звуки по-детски, «как маленький», звуки могут искажаться, заменяться на другие, смешиваться или просто отсутствовать. При своевременной логопедической помощи, дислалия быстро компенсируется у детей.
Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата, расстройство артикуляции. Оно возникает, когда скорость, сила и объем движений органов речи ограничены. Прежде всего, ограничен в движениях основной орган артикуляции – язык. Затруднено движение и других частей речевого аппарата (губ, неба, голосовых связок, диафрагмы). Речь дизартрика невнятна, непонятна для окружающих, «каша во рту».
Общее недоразвитие речи (ОНР) - различные сложные речевые расстройства, при которых у детей при нормальном слухе и интеллекте нарушено формирование всех компонентов речевой системы (речевая функция неполноценна целиком – фонематическая, лексическая и грамматическая стороны языка).
Фонетико-фонематическое недоразвития речи (ФФНР) - нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными расстройствами вследствие дефектов восприятия фонем и произношения звуков.
Задержка речевого развития (ЗРР) - уместна по отношению к детям раннего возраста. Дети с задержкой речевого развития осваивают необходимые речевые навыки так же, как и дети без проблем в речевом развитии, но в более поздние сроки. У них позже, чем положено в среднестатистические сроки, появляется речь, и развивается она медленнее, чем у других детей.
Трудности в обучении чтению и формировании письма, ребенок плохо читает, медленно и монотонно, с ошибками, а иногда и сам придумывает конец читаемой фразы.
Дислексия - нарушение чтения при сохранном интеллекте и физическом слухе, связанное с нарушением или недоразвитием некоторых участков коры головного мозга. Проявляется в замедленности, фонетическом искажении (пропуск букв, добавление ненужных, искажение слов, пропуск начальных слогов) или непонимании смысла содержания при чтении.
Дисграфия - частичное нарушение письма, неспособность (или затрудненность) овладения письмом при сохранном интеллекте и физическом слухе. Это специфические и повторяющиеся ошибки на письме, не связанные с незнанием грамматических правил (замены, пропуски, перестановка, недописывание букв, вставка лишних букв, слияние нескольких слов в одно и разделение одного слова на части).
Имеются нарушения звукопроизношения: речь неразборчива и непонятна для окружающих, ребенок неправильно произносит звук, до подросткового возраста сохранилось неправильное звукопроизношение (картавость, шепелявость и др.)
Давайте говорить красиво!
Как часто мы стали слышать слова: «У моего ребенка общее недоразвитие речи». «Что такое недоразвитие речи?» «Что мой ребенок «недоразвит»?» Многих родителей пугает сочетание букв ТНР (тяжелое нарушение речи), ОНР (общее недоразвитее речи), поэтому, хочется немного поговорить о таком диагнозе, как «общее недоразвитие речи».
Общее недоразвитие речи – это нарушение, при котором у ребенка с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказывается несформированными все компоненты языковой системы: фонетика, лексика, грамматика. К пяти годам у ребенка обычно сформированы все компоненты родного языка, он говорит развернутыми фразами, использует сложные конструкции, правильно согласовывает слова с помощью предлогов, падежных, родовых окончаний, владеет словоизменением.
Другая картина наблюдается у ребенка того же возраста с общим недоразвитием речи: словарный запас скудный, наблюдается преобладание слов-названий бытовых предметов и действий, недостаток слов-обобщений, слов признаков. Бедность словарного запаса, конечно, приводит к частым заменам одного названия другим. При ежедневном общении родителям может не бросится в глаза неправильное называние слов, но особенно ярко это проявляется при выполнении детьми заданий на словообразование, например, «здесь много карандашов» (вместо «карандашей»); «смотри дымы» (вместо «дома»), «это листи» (вместо «листья») и т.д.
Если Вы заметили такие или другие аграмматизмы в речи вашего малыша, значит вам необходима специальная работа по коррекции лексико-грамматических нарушений и вы обязательно поможете ребенку преодолеть эти трудности (или ошибки???) Аграмматизмы – это проявления недостаточной сформированности грамматического строя, это ведущий признак ОНР.
Дома вы можете регулярно организовывать развивающие игры по разным лексическим темам, таким, как: «Осень», «Семья», «Дикие и домашние животные», «Овощи», «Фрукты» и т.д.
Можете поиграть в следующие игры:
- «Веселый счет», которая учит ребенка правильно подбирать числительные «один и одна» к существительным и наоборот – существительное к числительным. Например, один мяч, но одна машина, одно яблоко..
- «У кого что?», учим ребенка правильно образовывать форму родительного падежа единственного числа существительных с предлогом «у». Например:
- У кого самые длинные волосы? (у мамы, у сестры, у бабушки); У кого самые сильные руки? (у папы, у дедушки, у брата); У кого есть лапы? (у кошки, у мышки, у собаки).
Если ребенок во время игры не называет правильный ответ, то взрослый обязательно должен уточнить вопрос «у кого?» и сам на выбор должен дать ребенку два ответа: «у мама или у мамы – как правильно?». После этого взрослый предлагает несколько раз повторить правильный вариант.
Не стоит забывать о том, что все ошибки, встречающиеся в устной речи, ребенок-школьник обычно переносит и на письмо, поэтому очень важно помочь ему справиться с этими трудностями в дошкольный период.